Ликвидационная стоимость представляет собой некоторую сумму денежных средств, которую может получить владелец компании в результате реализации всех активов, числящееся за конкретной компанией, при вынужденной реализации данных активов, в результате разных причин.

Ликвидационная стоимость подразделяется на три вида:

  1. Упорядоченная ликвидационная стоимость. Распродажа активов компании осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости компании этот период составляет около 2-х лет.
  2. Принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.
  3. Ликвидационная стоимость прекращения существования активов компании (утилизационная). В этом случае активы компании не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новая компания, дающая значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость компании является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов компании.

Типичными случаями возникновения ликвидационной стоимости являются:

  • Ликвидация компании;
  • Реализация объектов залога;
  • Ускоренная реализация иного имущества.

При ликвидации компании возникает необходимость в разработке четкого графика реализации имущества и погашения имеющейся у компании задолженности (причем нередки ситуации, когда суммарная величина дохода от реализации имущества не покрывает всех долгов). При этом сроки экспозиции (предпродажных мероприятий и самой продажи) сильно ограничены в силу необходимости достаточно быстрого освобождения от активов и погашения задолженности. Именно вопрос наличного времени играет в данном случае решающую роль в величине стоимости (при прочих равных условиях).

В свою очередь, продолжительность временного периода определяется условиями каждого конкретного случая ликвидации. При этом необходимо иметь в виду, что само решение о ликвидации может быть, как добровольным (то есть имеет место запланированная акция), так и вынужденным. Как правило, первый случай дает большую вариативность в принятии решений и позволяет разработать более эффективные планы ликвидации компании.

Вынужденная ликвидация в процессе банкротства осуществляется при принятии решения об открытии конкурсного производства по итогам внешнего управления. Образуемая конкурсная масса подлежит реализации на открытых торгах (за редкими исключениями, предусмотренными ФЗ «О банкротстве»). При этом сроки реализации имущества крайне ограничены.

Таким образом, разграничивается добровольная и вынужденная ликвидация.

При реализации объектов залога, ликвидируемой компании определение ликвидационной стоимости необходимо для обоснования нижней границы кредита, обеспечением которого является заложенное имущество, и речь не идет о реальном факте реализации объекта. Однако для предоставления ссуды кредитору необходимо знать, по какой цене будет возможно реализовать предмет залога в сжатые сроки при невозврате выданного кредита. В связи с чем, залоговую стоимость имущества, по своей экономической сути, можно приравнять к ликвидационной, поскольку здесь присутствуют факторы ограниченности во времени и вынужденности продажи.

Ускоренная реализация иного имущества в силу ограниченности сроков экспозиции также вызывает необходимость определения ликвидационной стоимости. При этом также существует несколько вариантов такой реализации — либо это инициативная (добровольная) реализация, либо вынужденная (по принуждению), предусмотренная действующим законодательством.

Стоимость оценки и Список документов для оценки ликвидационной стоимости формируется по факту задания на оценку в котором определен объект и цель оценки.